Женщина как Мать
Первый контакт
человека с женщиной происходит с матерью, которая носить его под сердцем,
производить его на свет, кормит, растит и воспитывает его.
История не припоминает
религию или систему, которая чтит женщину как мать, и превозносит ее так, как
это делает Ислам. Ислам неоднократно говорит о значимости женщины, и это
непосредственно после слов о поклонение и веры в Единство Аллаха. Аллах сделал
почетным материнство, и Он превысил права матери над правами отца, по причине
того, что она переносит во время беременности, родов, кормления и периода
воспитания своих детей.
Коран снова и снова
заявляет об этом во многих своих главах, чтобы это запечаталось в уме и в
сердце ребенка: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать
носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два
года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие». [Сура
31:14] и «Мы заповедали
человеку делать добро его родителям. Мы заповедали человеку делать добро его
родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до
отнятие его от груди продолжаются тридцать месяцев». [Сура 46:15]
Как-то раз один
человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: « О Посланник Аллаха,
кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он
сказал: «Твоя мать». Этот человек спросил: «А кто потом?». Он сказал: « Твоя
мать». Человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек снова
спросил: «А кто потом?» - и тогда он сказал ему: «Твой отец». [Передают Бухари
и Муслим со слов Абу Хурайры. Жемчужина и Коралл (Алб-Лу'лу' Валь-Маржан)
(1652)]
Аль-Баззар
рассказывает как один человек обходил Kaабу неся на себе свою мать. Пророк (мир
ему и благословение Аллаха) спросил его, «Ты возвратил ей долг?" Человек ответил,
"нет, даже за один ее стон (то есть cтоны, производимые во время схваток,
родов и так далее)» [Передает Аль-Баззар (1872)]. Относиться к ней по
доброму означает обращаться с ней хорошо, уважать ее, быть смиренным перед ней,
повиноваться ей в том, что не противоречит законам Аллаха, искать ее довольство
и расположения во всех делах, даже в деле о священной войне. Если оно
необязательное, то он должен взять разрешение матери, то есть быть добрым к ней
в манере джихада.[Джихад – это борьба (физическая, мысленная, психологическая,
духовная и т.д.) за сохранение чистоту и обычаев Ислама.]
Какой-то
человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал, "О Посланник
Аллаха, я хочу сражаться на пути Аллаха и мне нужен твой совет." Он
спросил его, "Жива ли твоя мать?" Человек ответил, "Да". Он
сказал, "Не оставляй ее, потому что Рай находится под ее ногами. [ Передают Аль-Нисааи,
6/11; Ибн Маджах, 1/278 и Аль-Хаким.]
Некоторые
религиозные законы до Ислама пренебрегали родственными связями с материнской
стороны, таким образом, делая их малозначительными. Со своим приходом Ислам
начал наставлять людей заботиться о дядях и тетях с двух сторон, и со стороны
отца и со стороны матери. Однажды один человек подошел к Пророку (мир ему и
благословение Аллаха) и сказал, ««Я согрешил, как я могу искупить свой грех?»
Он спросил, «У тебя есть мать?» Человек сказал, «Нет». Он спросил, «А тетя со
стороны матери?» Человек ответил, «Да» Пророк (мир ему и благословение Аллаха)
сказал, «Будь добр к ней»». [Передают Ат-Тирмизи в книге "Добродетельность
и Родственные отношения" (1905); Ибн Хиббан «Милосердие» (Аль-Ихсан).]
Удивительно, что Ислам
повелевает нам хорошо относиться к матери, даже если она неверующая! Асма бинт
Абу Бакр спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о своих отношениях
со своей неверующей матерью, которая приехала к ней. Он сказал, «Да,
поддерживай с ней хорошие отношения». [Сообщается со слов Асмы (согласован),
«Жемчужина и Коралл (Аль-Лу'лу' Валь-Марджан) (587).]
Знак того, что Ислам
заботится о материнстве, о правах матери и ее чувствах, является то, что
разведенная мать имеет больше прав и более достойна права заботы о своих детях,
нежели отец. Абдуллах ибн ‘Амр ибн Аль-Ас рассказывает, как одна женщина
сказала, «О
Посланник Аллаха! Я носила своего сына в чреве, кормила его своей грудью и
усаживала к себе на колени, а теперь его отец развелся со мной и хочет отнять
его у меня». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У
тебя на него больше прав до тех пор, пока ты не выйдешь замуж». [Передает Ахмад
в «Аль-Муснад» (6707). Шейх Шакир назвал хадис достоверным. Также передает Абу
Дауд.]
Имам Аль-Хаттаби
говорит в «Вехи Традиции» (Маалим Сунан): "Чрево" – это место где
находится плод. Отец и мать оба участвуют в рождение ребенка, но позже мать
выделяется из этого союза, так как в кормление ребенка отец не может
участвовать. Поэтому когда дело доходит до диспута о ребенке, мать заслуживает
того, чтобы она была первой, так как она более достойна этого.
С достоверных слов Ибн
Аббаса, который рассказывает, "Умар ибн Аль-Хаттаб развелся со своей
женой, которая была из ансаров, и которая была матерью Асима. Он встретил ее с
ребенком в Махсаре (рынок расположенный между Кубой и Мединой). Ребенок был
отлучен от груди и уже мог ходить. Умар схватил его руку, чтобы отобрать
ребенка от нее и начал спорить насчет этого пока ребенок не заплакал от боли.
Умар сказал, "я более достоин своего сына, чем ты". Они пожаловались
Абу Бакру, который принял решение в пользу матери, сказав, что ребенок должен
остаться у матери. Он сказал, "Ее запах, ее постель, и ее колени лучше для
него до того времени, пока он не подрастет и не сделает свой выбор сам". [
«Вехи Традиции» (Маалим Сунан) (2181).]
Таким образом, Ислам
заботится о матери и предоставляет ей все эти права, и в то же время ставит
перед ней задачу, которою она должна выполнить. Она должна заботиться о своих
детях, дать им хорошее воспитание, воспитать в них достойные качества, и
чувство отвращения ко злу. Она должна научить их повиноваться Аллаху, побуждать
их защищать то, что правильно, не отговаривать их от борьбы на пути Аллаха
(одна из форм джихада) из-за своих материнских чувств, а наоборот, переборов
свои чувства, побуждать их идти по правильному пути.
Из истории мы можем
увидеть как
верующая
мать, Аль-Хансаа, при битве Кадесия, красноречиво побуждала своих четырех
сыновей быть храбрыми и стойкими. А потом, когда битва закончилась, и новость о
смерти ее четырех сыновей дошла до нее, она не плакала и не вела себя
беспокойно, а сказала с уверенностью и удовлетворенно, "Хвала Аллаху,
который почтил меня мученической смертью моих сыновей ради Его веры".
|