Не существует
разумных причин, которые заставляли бы людей жить обособленно, игнорируя друг
друга. Напротив, побудительные мотивы, проистекающие из истинной логики и
здоровых чувств, влекут людей друг к другу и способствуют рождению солидарного
общества, в котором царит любовь. Благодаря этому на земле воцаряется
спокойствие. Аллах, Всемогущ Он и Велик, повел начало родословной всех людей и
их рас от двух прародителей, дабы создать из этого крепкие родственные связи, единение,
в котором переплетаются и укрепляются узы.
"О люди! Мы
создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы
знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый
благочестивый. Поистине, Аллах – знающий, сведущий!” (Сура 49, аят 13)
Дружеское
общение, а не взаимные споры – вот основа взаимоотношений между людьми. Но на
пути этого обязательного процесса взаимного познания может возникать ряд
преград, препятствующих дальнейшему развитию в этом направлении и наполнению
жизни его благочестивыми следами. В людской давке за источниками
жизнеобеспечения, в различном понимании истины и подхода к определению сущности
добра могут возникать конфликты и столкновения. Однако такие пагубные факторы
не должны заставить людей позабыть об изначальной мудрости их сотворенности,
которая заключается в том, чтобы возделывать эту землю совместными усилиями.
Любая связь,
способная укрепить это познание, удалить с его пути препятствия, – это связь,
которую необходимо поддерживать и всемерно использовать. Ислам – это не связь,
которая объединяет малое или большое количество людей и только, Ислам – это
совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми
и их Господом и затем – между всеми людьми.
Следовательно,
приверженцы Ислама и носители его миссии должны прочувствовать величие
вероучения ( ‘акыда ), которым Аллах раскрыл им сердца и к которым привел их
всех воедино, дабы они направили взаимное познание к тому, что заслуживает
внимания и почитания… Это взаимное познание обновляет то, что стирается в общей
родственной связи между творениями, подтверждает физиологическое отцовство,
восходящее к Адаму духовным отцовством, проистекающее от учений различных
религий, сжато изложенных в послании Ислама. Таким образом, истинная религия
становится основой крепкого братства, которое единит своих последователей на
Западе и Востоке, превращая их – несмотря на различия во времени и месте – в
единый союз, который прочен, устремлен ввысь и неподвластен бушующим бурям.
Именно это
братство являет собой дух живой веры и сердцевину тонких чувств, которые питает
мусульманин к своим собратьям так, что он живет ими и для них, словно они
ветви, прорастающие из одного огромного дерева, или же единая душа,
воплотившаяся в разных телах.
От Ибн ‘Умара
передано, что Посланник Аллаха (САС) сказал: "Мусульманин мусульманину брат, он
не притесняет его и не предает его, и Аллах нуждается в том, в ком не нуждается
его (мусульманина) собрат, а кто окажет помощь мусульманину в беде, тому Аллах
окажет помощь в одной из бед Дня Воскрешения, и кто сокроет мусульманина, того
сокроет Аллах в День Воскрешения” (Аль-Бухари).
Один из
признаков благородного братства – склонность к тому, чтобы приносить пользу
своему собрату, и радоваться от этого так, как вы ликуете, когда сами
приобретаете что-либо полезное. А коль вы приложили усилия в достижении этого
добра, то тем самым вы приблизились к Аллаху наибольшим послушанием, влекущим
самые большие вознаграждения.
Поистине,
бремя земной жизни тягостно, и трудности обрушиваются на людей подобно тому,
как хлещет с неба дождь и заливает как плодородные, так и высохшие земли.
Человеку одному не под силу длительное противостояние этим тяготам. И даже если
он будет сопротивляться сам, то истратит на это столько сил, что было бы вовсе
ни к чему, если бы его братья поспешили к нему на помощь и поддержали его,
чтобы он смог достичь своей цели. Как говорится: "Человек мал сам по себе, но
значителен со своими собратьями”.
Одно из прав
братства – когда мусульманин чувствует, что его собратья оказывают ему
поддержку в радости и в беде, и что он не одинок в своих усилиях на жизненном
пути, а его усилия подкрепляются и сплачиваются усилиями всех верующих.
Посланник Аллаха (САС) сказал: "Верующий для верующего как здание, части
которого скрепляют друг друга” (Аль-Бухари).
Следовательно,
искреннее братство – это двойная милость. Это не только милость полной душевной
гармонии, но и милость взаимной материальной помощи.
Аллах,
Всемогущ Он и Велик, упоминает об этой милости в одном аяте дважды:
"Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха
вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости
братьями!” (Сура 3, аят 103)
Братство в
религии накладывает на мусульман обязанность оказания взаимной поддержки: не
поддержки слепых фанатиков, а взаимной поддержки праведных верующих для
утверждения истины и отстранения лжи, пресечения притеснителей и оказания
помощи беспомощным людям. Нельзя оставлять мусульманина в одиночестве в его
борьбе, в любом случае нужно встать на его сторону: дабы наставить его, если он
сбился, сдержать его, если он преступил должные границы, защитить его, если на
него напали, сражаться вместе с ним, если его в открытую притесняют, – именно в
этом и заключается смысл взаимной поддержки, которую вменил в обязанность
Ислам.
Посланник
Аллаха (САС) сказал: "Поддерживай своего собрата, если он притесняет или
притесняем” . Сподвижники сказали: "Поддержу его, если он притесняем. Но как
его поддержать, когда он притесняет?” Пророк (САС) ответил: "Удерживаешь его от
притеснения, и в этом ему поддержка” (Аль-Бухари).
Оставлять
мусульманина без помощи и поддержки – это тяжкий грех, и если подобное
случается, то это равносильно лишению помощи и поддержки всех мусульман. Ведь
это искореняет из их среды такие качества, как мужество и взаимовыручка, и
притесненный человек, хочет он этого или нет, будет испытывать чувство
подавленности из-за нанесенных ему обид, а после этого забьется в угол, и тем
самым будут разорваны узы братства между ним и теми, кто бросил его.
Посланник
Аллаха (САС) сказал: "Пусть никто из вас ни в коем случае не стоит там, где
несправедливо бьют человека, – ведь, поистине, проклятие посылается на тех, кто
присутствовал там, когда они не защитили его” (Ат-Табарани).
Если вы
видите, что вашему собрату причинили вред или его унизили, то покажите ему свою
готовность поддержать его, идти с ним заодно, пока не будет установлена истина
и предотвращена несправедливость.
От Пророка
(САС) было передано следующее: "Кто шел ( вместе) с притесненным, дабы отстоять
его права, – Аллах укрепит его ноги на стезе (ас-сырат) в тот день, когда ноги
поскользнутся” (Аль-Асбахани).
Есть такие
пороки, против которых Ислам ведет борьбу, ибо они противоречат этике братства
и его необходимым условиям.
Братство – это та основа, которая выравнивает общий ряд, где тот, кто изо всех
сил рвется вперед, ставится на свое место, а тот, кто отстает, подтягивается к
своим сотоварищам. Так, если возникает конфликт или суматоха, тогда действуют
законы братства, и их нормы равным образом распространяются на всех.
"Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, –
может быть, вы будете помилованы”. (Сура 49, аят 10)
Посланник
Аллаха (САС) предостерегал от этих пороков в своих великих изречениях; и хотя
эти пороки покажутся ничтожными недальновидному, однако тем, кто задумывается
об их последствиях, они (пороки) пронзят душу и испепелят любовь к ним.
От Абу
Хурайры передано, что Посланник Аллаха (САС) сказал: "Остерегайтесь подозрений,
ведь подозрения – самая лживая речь, и не разведывайте друг о друге, и не
устраивайте тайной слежки друг за другом, и не завышайте цену (с целью обмануть
друг друга и получить сверхприбыль) , и не питайте ни взаимной зависти, ни
ненависти, и не враждуйте, а будьте поклоняющимися Аллаху, собратьями”
(Аль-Бухари и Муслим).
От Абу
Хурайры передано, что Посланник Аллаха (САС) сказал: "Воистину, Аллах не
смотрит на вашу плоть и обличье, однако Он смотрит на ваши сердца и деяния”
(Муслим).
В обществе,
где царит любовь во имя Аллаха, которое сплочено обрядами Ислама, братство в
вере заменяет братство по родству, и узы веры в нем даже могут превосходить
кровные узы.
Истина
заключается в том, что узы братства ради Аллаха – это то, что впервые собрало
воедино сыновей Ислама и привело к установлению государства, подняло его знамя,
и Посланник Аллаха, найдя в нем опору, основал умму, которая выдержала
ненавистные нападки многобожников и всех затаившихся врагов, затем вышло после
долгой борьбы, возвысившись на прочном фундаменте, между тем как его враги
канули в лету и погибли.
Поистине, братство в Исламе
означает искренность в нем, движение по его пути, соблюдение его норм и утверждение
его духа в личных и общественных отношениях, обращение к нему за решением при
возникновении проблем, а также игнорирование всех прочих криков и призывов.
|